Терменвокс: сигнализация или музыкальный инструмент?
Порой в музыкальном мире происходят удивительные вещи. Сложно себе представить, что электронный инструмент может быть использован в качестве современной лазерной сигнализации, охраняя банки и государственные музеи неким бесконтактным методом. А изобрел этот музыкальный прибор Лев Термен.
Лев Сергеевич в 1920-м году сконструировал уникальный музыкальный инструмент, который был назван «голос Термена». Звучание этого электроинструмента принято сравнивать с синтезом человеческого голоса, виолончели, скрипки, трубы, флейты и других инструментов, в результате чего получается тембр невероятного характера, оказывающий практически гипнотическое влияние на слушателей.
Изобретение у большой аудитории всего мира вызывало неподдельный интерес. В изначальном варианте он был одноголосный, но позже был многократного доработан и в 1975-м году появлялся многоголосный терменвокс, где исполнитель мог уже сопроводить мелодию аккордами.
Впервые терменвокс был продемонстрирован на 8-м Всемирном электротехническом съезде. Интересно отметить, что на том съезде Термен представил свой музыкальный инструмент в качестве «радиосторожа»! Такое необыкновенное устройство понравилось даже Ленину, которого очень удивило, что терменвокс может не только охранять, но и играть «Жаворонка» Глинки и «Ноктюрн» Шопена. После съезда подобным устройствами были оборудованы Эрмитаж и Государственный банк.
Но, конечно, терменвокс нашел свое основное применение в области музыки. Сам Лев Сергеевич предполагал, что раскрыть возможности его прибора можно, исполнив на нем «Вокализ» Рахманинова. Нельзя не отметить, что терменвокс использовался и в кинематографе. Например, Альфред Хичкок добавил звучание этого инструмента в фильм «Зачарованный» в 1945-м году.