Музыкальный слух: разновидности и особенности, часть 2

30 августа 2017
Superlux

В предыдущей статье мы описали, что такое абсолютный слух, и выяснили, что его наличие вовсе не означает то, что музыкант станет гением. Второй тип – слух относительный.

Это настоящий профессиональный слух, с помощью которого музыканты могут точно определять и передавать музыкальный элемент или даже целые произведения, но только в сравнении с представляемой высотой звука. Этот вид слуха, в отличие от абсолютного, связан не с памятью, а с мышлением:

  • чувство лада в тональной музыке – последовательность тех или иных ступеней, их взаимосвязанность и созвучие, а также отклонение и уход от первичной тональности;
  • если музыка атональна, то различаются интервалы (расстояние между звуками), с их помощью музыкант воспроизводит любую звуковую последовательность.

С помощью относительного слуха музыкант может делать многое. Этот инструмент можно назвать совершенным, но единственное, чего он не позволяет – это на 100% точно угадывать высоту звука. С его помощью можно, например, воспроизвести песню в другой тональности, особенно если она лучше подходит под голос исполнителя или выбранный инструмент.

Следует понимать, что, как и любой музыкальный инструмент или оборудование Superlux, Horner, Behringer и Yamahа одной категории, не являются противоположностями, так и музыкальный абсолютный или относительный слух не противостоят друг другу.

Существует и еще один – внутренний слух. Им человек слышит музыку в воображении. Видя ноты на бумаге, он играет всю композицию в голове. Музыкант может представить любые интерпретации мелодии, видя её запись. Такой музыкальный слух, как правило, развивается у профессиональных музыкантов.