Особенности применения музыкального компрессора

30 августа 2017
Superlux

При записи звучания на ленту или сведении на мастер многоканальной записи используется компрессор. Его отличие от лимитера состоит в величинах компрессорного соотношения. Притом, как показывает практика, соотношение «бесконечность:1» и «10:1» имеет одинаковый эффект. Существуют различные виды компрессоров, но при определенных настройках даже устройства одной модели могут разниться. Потому необходимо рассмотреть варианты установок в соотношении к инструменту, с которым используется компрессор. Важно: правила не являются четко заданными, потому вы всегда можете экспериментировать.

В вокале предпочтительно использовать компрессоры «soft knee», исключающие искусственное звучание, при регулируемом компрессионном соотношении его стоит установить 4:1, после отрегулировать на слух. Стоит установить малое время атаки компрессора, а время восстановления от 0.5 и выше на слух, уровень обработки устанавливается на 10-15дБ, опытным вокалистам потребуется меньшая величина компрессии. При отсутствии лишнего сигнала рекомендуется подключить экспандер/гейт, чтобы устранить электронные шумы, звуки дыхания. Сделав усиление частот 10-40дБ на эквалайзере можно избавиться от проблем с шипящими, шумами при смене положения микрофона. Для хорошей игры акустической гитары лучше выбрать положение регулятора между 10 и 40мс, что оставит без изменений атаку ноты и аккорда при проходе через компрессор. При игре на бас гитаре можно использовать компрессоры soft knee или изменяемым компрессионным соотношением с установкой времени удержания на 50мс, хотя данный показатель является индивидуальным для гитариста.

При игре на электрогитаре выбор компрессора зависит от типа саунда. В дисторшн компрессор не нужен, а в ритм-гитаре настройки компрессора схожи с настройками акустической гитары. Для получения сустейна компрессор стоит настроить на сильную компрессию входного сигнала с временем восстановления 250мс, компрессионным соотношением 4:1 и более с точкой перегиба 20дБ. При этом увеличиваются и шумы, потому стоит включить экспандер/гейт. На синтезаторах компрессор необходим с аналоговым filter sweep, установив компрессионное соотношение 4:1 и более. Также компрессор стоит использовать при обработке звука перед сэмплированием.

При записи ударных компрессия также используется. Здесь стоит настроить компрессор на соотношение 4:1-6:1 с временем атаки 10мс и задержкой 20-100мс, установив точку перегиба так, чтобы к громким звукам применялась большая компрессия. Для тарелок компрессор обычно не нужен, но компрессировать звук можно в отдельных случаях, создавая эффект высокой энергии.